Системы удаления выхлопных газов в автотранспортных центрах // Промышленные страницы Сибири. — 2013. — №79
Системы удаления выхлопных газов в автотранспортных центрах // Промышленные страницы Сибири. — 2013. — №79
Бензопирены, фтористые соединения, пары тяжелых металлов и многие другие загрязнители воздуха могут не ощущаться при первом вздохе, а люди, работающие на производствах, их выбрасывающих, могут привыкнуть к «родной» среде обитания. Но не заметить высокую концентрацию выхлопных газов в помещении невозможно. Они просто не позволят человеку нормально дышать. Впрочем, работать в таких условиях можно — главное, чтобы на предприятии существовала система удаления выхлопных газов.
Чистый воздух нужен всем
В настоящее время в России находится в эксплуатации более 30 миллионов автотранспортных средств, из которых почти 30% приходится на грузовой автотранспорт и автобусы.
Согласно действующим нормам проектирования автотранспортных предприятий в условиях холодного климата, хранение служебных автомобилей (пожарные, технические машины, кареты скорой помощи), а также 60% грузовиков, должно осуществляться закрытым способом. При всех плюсах у этого способа есть один существенный минус — в закрытые помещения неизбежно поступают отработавшие газы двигателей въезжающих или выезжающих из них машин. Не говоря уже о постоянных запусках двигателей, осуществляемых внутри гаражей.
Кроме того, техническое обслуживание и технический ремонт (ТО и ТР) всех автомобилей выполняется так же в закрытых помещениях автотранспортных предприятий, станций технического обслуживания и частных мастерских.
Это означает, что каждый день миллионы автомобилей периодически находятся с работающими двигателями в закрытых помещениях и в различной степени оказывают вредное воздействие на воздушную среду предприятий и гаражей.
Опасность из воздуха
Люди, вынужденные находиться в этих помещениях по долгу службы, без достойных систем очистки воздуха рискуют получить не одно профессиональное заболевание. Опасность воздействия автомобиля на человека и окружающую среду достаточно хорошо изучена. Основными продуктами горения автомобильных топлив являются двуокись углерода, пары воды, окислы азота и окись углерода, канцерогенные углеводороды, альдегиды и другие химические соединения. Все они в различной степени опасны для состояния здоровья человека, вызывают хронические поражения центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, наносят серьезный удар по печени, почкам, половым органам и дыхательной системе. Велик риск получения бронхиального рака, дерматитов, аллергии, хронического гастрита, респираторных и других заболеваний. И это не считая снижения работоспособности и ослабления общего здоровья.
Каждую минуту работающий в стационарном режиме двигатель грузовика расходует 150–350 г топлива, выбрасывая при этом 5–12 м3 отработавших газов. Эти газы (если речь идет о карбюраторных машинах) практически не содержат кислорода, а содержание угарного газа превышает смертельную 5-минутную концентрацию (0,5%) до 10 и более раз! В отработавших газах дизелей кислород содержится на нижнем пределе, необходимом для дыхания, при этом концентрация углекислого газа — от 2 до 3 раз выше смертельного уровня!
Поэтому состояние воздушной среды в производственных и вспомогательных помещениях должно соответствовать гигиеническим нормативам условий труда.
Правила безопасной работы
Под гигиеническими нормативами условий труда понимаются такие уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
По санитарных нормам концентрации вредных веществ в рабочей зоне не должны превышать предельно-допустимые концентрации ПДК.
Для защиты работников от воздействия выхлопных газов должны соблюдаться следующие требования:
- пуск двигателя в закрытых помещениях для любых целей, кроме выезда автомобиля из помещения, запрещается;
- проверку технического состояния при выпуске и возвращении транспортных средств на линию проводить при неработающем двигателе и заторможенных колесах;
- при включении двигателя для проведения работ на постах ремонта и обслуживания должны применяться устройства для отвода отработанных газов за пределы помещения.
Обеспечение безопасных условий труда рядом с работающим двигателем возможно только одним способом — это полное удаление отработавших газов из помещения, независимо от времени и условий работы двигателя.
Проектирование местной вентиляции для закрытых помещений должно рассчитываться для автомобилей с бензиновыми двигателями: с рабочим объемом до 6л расход воздуха для вытяжного устройства должен быть не менее 250 м3/час, от 6 л до 14 л — 350–650 м3/час. Для дизельных двигателей с рабочим объемом 14,86 л — не менее 1000 м3/час на автомобиль, а для особо мощных тягачей — не менее 3500 м3/час.
В соответствии с требованиями действующего санитарного законодательства и Межотраслевых правил по охране труда, в помещениях и на рабочих местах автотранспортных предприятий и станций ТО и ТР работа в условиях выделения пыли или вредных веществ должна выполняться при включенной общей приточно-вытяжной и местной вентиляции.
Словом, условия современного автосервиса предъявляют повышенные требования к экологии и промышленной санитарии, что находит свое отражение при аттестации рабочих мест по условиям труда и последующей сертификации на соответствие требованиям по охране труда.
Людмила Кузьминых,
заместитель директора по продажам ООО «СовПлим-Сибирь»
Самые распространенные на автотранспортных предприятиях и станциях ТО системы удаления выхлопных газов на стационарных рабочих местах — вытяжные катушки, а для протяженных участков автомастерских применяются вытяжные рельсы. Подобные системы удаляют 100% выхлопных газов непосредственно от выхлопной трубы автомобиля, не давая газам и копоти попадать в помещение.
Всегда можно подобрать вариант решения, который устроит по комплектации и стоимости каждого заказчика, который осознает необходимость создания безопасных условий труда для своих сотрудников.