В процессе эксплуатации электропоезда сильно загрязняются, в подвагонном пространстве скапливается грязь, в составе которой цементная пыль с тоннеля, древесные фрагменты шпал, капли масла и множество иных компонентов. Внутрь вагонов пассажиры приносят загрязнения на одежде и обуви. Электропоезда метро перед обязательным ТО проходят очистку узлов и открытых частей агрегатов, внутренней зоны вагона.
Особенности
- Протяженный участок обдувки 157 метров.
- Расход воздуха для существующей приточно-вытяжной вентиляции - 76 000 м 3 /час и как следствие высокие энергозатраты.
Решение
Решение, позволившее решить проблему, состоит в зонировании подвагонного пространства. Аспирационная установка состоит из протяженной сети воздуховодов, и, когда продувщик спускается к рабочему месту, именно там включается вытяжная вентиляция и выключается, когда он переходит под другой вагон. Расход воздуха предложенной вытесняющей зональной поперечной вентиляции - 13 000 м3/ч, в отличие от существовавшей продольной вытесняющей вентиляции с расходом 76 000 м3/ч. Воздух в полном объёме подаётся последовательно (по мере продвижения продувщика) под каждый вагон. Удаление воздуха также осуществляется в полном объёме - с каждой половины по всей длине вагона.
При уборке внутреннего пространства также подаётся сжатый воздух, а все загрязнения удаляются через специально разработанные для этих целей зонты над черпаками вагона, и вытяжка включена только на тот вагон, где работает продувщик. Освобождающаяся в процессе очистки пыль перемещается по воздуховодам и осаждается на самоочищающемся фильтре. Очищенный воздух возвращается в помещение через приточный воздуховод.
Результат
Оборудование достаточно компактное, вследствие чего освободились значительные производственные площади в депо. Оптимизация расхода ресурсов получилась значительная: произошло снижение воздухообмена в пять раз, пропорционально уменьшились и энергопотребление, и эксплуатационные затраты. Кроме того, переход на систему очистки от пыли сухим способом, без использования воды, как было ранее, значительно упростил обслуживание фильтровентиляционного оборудования и снизил сопутствующие расходы.